Даешь Чите асфальта: Как изменились улицы столицы Забайкалья за три года «дорожного» нацпроекта
Столица Забайкальского края встречает четвертый год в национальном проекте «Безопасные качественные дороги», с 2019 по 2021-й в Чите отремонтировали около 80 километров дорог в самых разных районах города. И это - беспрецедентный объем дорожных работ за последние несколько лет. Какими были эти три года для забайкальских дорожников - в нашем обзоре.
Не ошибается тот, кто ничего не делает
Всего в Забайкальском крае – около 22 тысяч километров дорог. Из них 1,8 тысячи – дороги федерального значения, они практически на 100% находятся в нормативном состоянии. Еще 7,5 тысячи километров дорог относятся к категории региональных. Здесь нормативное состояние оценивается на уровне 33%. Остальные 12,5 тысячи – это дороги местного значения, и они, к сожалению, в наиболее плачевном состоянии. Национальный проект «Безопасные качественные дороги» запустил кардинальные изменения в решении этих вопросов.
Надо сказать, что из-за тотального недофинансирования дорожной деятельности в последние годы краевые и городские власти столкнулись с рядом проблем. Во-первых, в регионе долгое время не разрабатывали проектно-сметную документацию на ремонт и капитальный ремонт дорог, а те документы, что были на руках, устарели и уже не соответствовали требованиям современного строительства.
«В первый год нацпроекта перед нами встал вопрос и с поиском подрядных организаций для выполнения ремонта, нам приходилось привлекать подрядчиков из других регионов, выявлять среди всех потенциальных исполнителей недобросовестных. И это, опять же, следствие того, что краевой бюджет не мог обеспечить забайкальских дорожников работой, многие местные организации ушли с рынка или перестали существовать», - рассказал заместитель министра строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края Сергей Кривощеков.
Первые плоды
Несмотря на это, уже в 2019 году жители Читы увидели «первые плоды» национального проекта в прямом смысле слова у себя под ногами. Так, благодаря федеральному финансированию завершилась вторая очередь реконструкции Каштакской развязки. Строительство объекта со сложным названием «Развязка в разных уровнях автодороги Чита-Забайкальск и автодороги Чита – Смоленка – подъезд к федеральной дороге Чита – Хабаровск» началось в 2013 году, первый этап работ финишировал в 2015-м.
Второй этап реконструкции стартовал в 2018 году с акцентом на расширение Карповского тракта - он ведет к многочисленным дачным кооперативам, густонаселенным поселкам под Читой, федеральной трассе. После строительства путепровода над так называемым Каштакским кольцом тракт не справлялся с увеличившимся транспортным потоком, а в одном месте всем автомобилистам приходилось из нескольких потоков протискиваться в «бутылочное горлышко».
После ввода в эксплуатацию отремонтированный участок Карповского тракта протяженностью около двух километров значительно увеличил пропускную способность дороги, так как движение теперь осуществляется по четырем полосам. Для этого была обустроена монолитная подпорная стена, её в некоторых местах пришлось поднять на высоту более четырех метров. На всей протяженности участка запущено электроосвещение. Кроме того, для безопасности дорожного движения выполнено устройство дорог-спутников.
Кроме того, в столице Забайкалья в 2019 году раньше, чем в других регионах, стартовал ремонт улиц, чье название так или иначе связано с Великой Отечественной войной. Отремонтировали проспект Маршала Жукова – имени легендарного советского полководца, четырежды Героя Советского Союза Георгия Жукова и улицу Нечаева – имени Героя Советского Союза Виктора Нечаева.
Итогом первого года реализации нацпроекта в Чите стал ремонт почти 29 километров дорог.
«Люди готовы принять неудобства, когда видят итоговый результат»
Новый 2020-й начался с обсуждения насущной проблемы - синхронизации планов по ремонту улиц с ресурсоснабжающими организациями. Главными посылами этого взаимодействия выступали два момента: необходимо было минимизировать ситуации, когда только что отремонтированный асфальт вскрывают для проведения подземных работ. И, безусловно, самое важное - постараться доставлять автомобилистам как можно меньше помех на дорогах.
«Стараемся объяснить это жителям Читы и отмечаем, что все больше людей готовы принять временные неудобства, когда видят итоговый результат», - отмечал экс-руководитель регионального Минстроя Алексей Гончаров.
Одним из знаковых событий того года стал старт капитального ремонта моста в Чите, два пролета которого обрушились во время наводнения 2018 года. Объект включили в план реализации нацпроекта.
«Мост имеет очень важное значение для нашего города, так как расположен на транзитной дороге, обеспечивающей выход к юго-восточным районам края и границе с Китайской Народной Республикой. Мост связывает дачные кооперативы, поселки и новые микрорайоны в городской черте. Капитальный ремонт позволит значительно снизить нагрузку на уличную сеть северной части Читы», - сообщал ранее министр строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края Дмитрий Ватагин.
Завершилось и строительство кольцевой развязки на пересечении улиц Магистральная, Карла Маркса и Кирпично-Заводская. Раньше проезд здесь осуществлялся по нестандартному «треугольнику», что могло ввести в заблуждение водителей, теперь современная кольцевая развязка дает возможность грамотно развести транспортные потоки. В районе «кольца» также появилось освещение, тротуары и ливневый коллектор.
Что касается ремонта улиц, то в 2020-м обновили более 26 километров дорог.
Перемены продолжаются
В 2021 году планы по преображению читинских улиц выполнили примерно в том же объеме. Качественно изменился подход к самой организации ремонта.
«Это не только замена дорожного покрытия, но и ремонт инженерных сетей, обустройство остановок, парковок, пешеходных переходов. В этом году впервые на дорогах Читы установили «плавающие» люки, тротуары вымостили плиткой», - рассказал Дмитрий Ватагин.
Начались работы и по объектам, по которым поступало большое количество обращений от жителей краевого центра. Стартовал капитальный ремонт улицы Горького и подготовка к масштабной реконструкции улицы Новобульварной. Так, с просьбами привести в нормальное состояние Новобульварную только в систему мониторинга обращений граждан «Инцидент менеджмент» в социальных сетях за 3 года поступило почти 400 обращений.
Отметим, что улица Новобульварная является магистральной улицей городского значения - она связывает между собой Ингодинский и Центральный районы города и обеспечивает выход на микрорайон Северный, федеральные трассы «Амур», «Байкал».
Учитывая то, что город достаточно динамично развивается в северном направлении, а также большое количество дачных кооперативов в районе Каштака, улица Новобульварная в нынешнем ее виде не справляется с транспортным потоком, особенно в летний период, в выходные и вечерние часы. В 2020 году провели учет движения автотранспорта в вечерний «час пик» - на одном из участков за час зафиксировали около трех тысяч автомобилей.
И, конечно, одним из самым ожидаемым событием этого года можно назвать запуск движения по Каштакскому мосту.
По мнению читинского общественника и автоэксперта Алексея Стрельникова, губернатору Забайкалья Александру Осипову удалось грамотно организовать масштабную работу по ремонту дорог, несмотря на множество проблем.
Новый год - новые планы
В этом году в Чите по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» отремонтируют 14 участков улиц. Нельзя не отметить, что ремонт все больше приобретает социальную направленность. Так, в перечне объектов - дороги к больницам и поликлиникам, в которые за медицинской помощью ежедневно обращаются тысячи пациентов.
Например, преображение ждет главную «медицинскую» улицу - в честь советского хирурга, заслуженного врача РСФСР и почетного гражданина Читы Василия Аркадьевича Коханского. На ней расположены сразу несколько организаций здравоохранения - клинический медицинский центр, самое крупное лечебное учреждение Забайкалья - клиническая больница и консультативная поликлиника, два перинатальных центра, главное бюро медико-социальной экспертизы и коммерческая клиника. С обеих сторон улицы, общая протяженность которой - чуть более километра, также находятся краевой госпиталь ветеранов войн и детская клиническая больница №2. Кроме того, в этом году на Коханского начнется строительство еще одной детской клинической больницы.
Кроме того, обновят дороги по пути к 11 школам, восьми детским садам, пяти учреждениям высшего и трем - среднего профессионального образования. Также отремонтируют улицы, ведущие к трем музеям и детской библиотеке имени знаменитого забайкальского писателя Георгия Граубина.
За сухими цифрами стоят и благодарные отзывы жителей краевого центра.
«Конечно, каждому из нас хотелось бы, чтобы в первую очередь отремонтировали дороги привычного маршрута - от дома до садика, школы или работы. Понятно, что это невозможно сделать одномоментно, но и не видеть те изменения, что происходят на наших улицах, нельзя. Будем надеяться, что скоро ямы на дорогах останутся в прошлом», - рассказала читинка Юлия Шитикова.
Пресс-служба министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, Мария Жарова.
Телефон для СМИ: 8 (3022) 23-32-02, e-mail: psminstroy75@mail.ru
Для сдерживания цен на сливочное масло Минэконом Забайкалья подпишет меморандум с торговыми сетями
Приоритетные отрасли экономики Забайкалья в 2024 поддержали на 1,4 миллиарда рублей
Мониторинг цен и запасов по цитрусовым провели в Чите сотрудники Минэкономразвития Забайкалья
Забайкалец победил в престижном конкурсе вокалистов памяти Муслима Магомаева
Предприятия Забайкалья примут участие в форуме «Производительность труда и наставничество — 2024»