Переселенцы с Крайнего севера – лидеры по получению государственных жилищных сертификатов
Больше всего государственных жилищных сертификатов за восемь месяцев 2019 года выдано гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей – 2171 сертификат.
Итоги выдачи и финансирования ГЖС в рамках госпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» обсуждались на рабочем совещании у замглавы Минстроя России Юрия Гордеева.
Вторую строчку в рейтинге получения сертификатов занимают вынужденные переселенцы. По состоянию на 13 сентября текущего года данной категории граждан выделено 1578 ГЖС (в 2018 году - 1 685).
1176 сертификатов было выдано гражданам, пострадавшим в результате радиационных аварий и катастроф, участникам ликвидации таких последствий и приравненных к ним лицам. (в 2018 году - 1 420 ГЖС).
Военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, подлежащим увольнению с военной службы и приравненных к ним лицам, было выдано 578 ГЖС (в 2018 году – 774). Переселенцам из закрытых административно-территориальных образований – 235 сертификатов (в 2018 году - 294 ГЖС). 393 сертификата выдано гражданам, подлежащим отселению с территории комплекса «Байконур» (137 – в 2018 году).
В 2018 году в постановление Правительства России № 153, которое регламентирует порядок и условия выпуска и реализации ГЖС, внесен блок изменений, который существенно повлиял как на саму концепцию реализации данного механизма жилищного обеспечения, так и на его эффективность.
Например, разрешена очень важная правовая коллизия, которая требовала обязательного судебного вмешательства при разрешении вопроса предоставления сертификатов гражданам, проживающим с собственниками жилых помещений, при этом не являясь членами их семьи.
Изменения также позволили сделать более гибкой методику расчета размера социальной выплаты в отношении граждан, проживающих в жилых помещениях на условиях договора социального найма.
Ранее предоставить им сертификат можно было только при условии обязательной сдачи данного жилого помещения и расторжения договора социального найма. При этом в большинстве случаев граждане (например, «чернобыльцы») претендовали только на улучшение жилищных условий и не готовы были сдавать единственное имеющееся у них жилье.
Кроме того, сдача жилья затруднялась тем, что в нем кроме самого получателя сертификата проживали граждане, которые напрямую не могли быть отнесены к членам его семьи, которые должны были быть учтены при расчете размера социальной выплаты (например, внуки). Внесенные изменения позволили урегулировать данные проблемные вопросы и расширить границы применения механизма государственных жилищных сертификатов, сделав его более универсальным.
Также важным нововведением стало добавление сведений о гражданах – владельцах сертификатов и членах их семей информацией об их страховых номерах индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС).
Это позволит в перспективе связать данные об оформлении и выдачи государственных жилищных сертификатов в рамках Государственной программы с государственными информационными системами, содержащими сведения о мерах социальной поддержки, оказанных гражданам Российской Федерации (например ЕГИССО), что позволит исключить случаи двойного государственного участия в улучшении жилищных условий граждан, перед которыми имеются федеральные жилищные обязательства.